"А вы играли?" - это рубрика, в которой мы вспоминаем игры. Легендарные и провальные, блокбастеры и небольшие проекты, старые и новые. Ретроградствуем и ностальгируем изо всех сил.
Уровень хайпа вокруг The Vanishing of Ethan Carter, дебютного проекта польской The Astronauts, до сих пор зашкаливает. И это немного обескураживает. С одной стороны, оно и неудивительно: студия, целиком и полностью образованная выходцами из People Can Fly, ничем ранее кроме шутеров не занимавшихся, выкатила красивое меланхоличное приключение. Пускай короткое и минималистичное до предела. С другой, я долго не мог понять, что же в ней такого особенного, что её превозносят до небес и ставят в пример всем симуляторам ходьбы как образец идеала по форме и содержанию.
В результате я сумел продраться через тернии (оригинальная версия на Unreal Engine 3 у меня люто тормозила на всех без исключения настройках, но выручила Redux на Unreal Engine 4), но пока не понимаю, стоило ли оно того.
Не подумайте дурного, я не собираюсь напропалую ругать игру. Во многом даже по той причине, что она полностью отрабатывает свою скромную цену одними только живописными локациями. Стоит выйти из туннеля и начать расследование загадочного исчезновения беспокойного мальчонки Итана Картера, как разработчики мигом вышибают из вас дух природными пейзажами такой красоты, что приходится исступлённо вертеть головой в попытках объять взглядом необъятное. Кажется, что та самая эпоха фотореалистичной графики, о которой многие грезят наяву, благополучно наступила. Как говорится, будущее уже здесь.
Довершает идиллическую картину окружающей пасторали замечательная музыка, одновременно убаюкивающая и будоражащая сознание.
Затем авторы бьют обухом по голове, когда вы впервые сталкиваетесь с намёками на нечто ужасное, нарушившее повсеместную гармонию и покой. Кровавые следы приводят к трупу, а поиски улик - к частичке мрачной правды. Впоследствии картины многочисленных смертей сложатся в некую новую реальность, разительно противоречащую первым впечатлениям. Но прекрасные пейзажи никуда не денутся. Просто перестанут казаться умиротворяющими, скорее тревожно-печальными.
Разнообразные, казалось бы несвязанные эпизоды, события и головоломки, притаившиеся тут и там, потихоньку начнут складываться в единое сюжетное полотно, а горький финал придаст нужный контекст. Но здесь важно отметить, что в The Astronauts смухлевали.
Проблема концовки The Vanishing of Ethan Carter не в том, что она мрачная или безрадостная. Просто она обесценивает все ваши действия по пути к ней, обнуляя полученный результат и объясняя происходящие события буднично, с нескрываемым безразличием. Не буду открыто спойлерить, но разработчики идут дорожкой, проторённой отдельными кинематографистами. Это тот самый случай, когда вокруг старательно накручивают интригу, по кирпичику выстраивают атмосферу на протяжении полутора или двух часов, а затем всё перечёркивают и объясняют самым банальным образом.
Неумение или нежелание вовремя, на высокой ноте закончить свой рассказ - это одна большая и общая проблема большинства симуляторов ходьбы. Сценаристы силятся посильнее вас запутать, очаровать аллюзиями и метафорами, а потом всё свести к известной формуле "А потом они проснулись". И The Vanishing of Ethan Carter, к сожалению, нельзя назвать исключением из правила.