Но копошение крохотных корабликов на экране и исследование галактической карты захватывало дух, будило воображение и порой заставляло задерживать дыхание от восторга. И совсем не потому, что я какой-то безумный фанат 4X, прирождённый математик или стратег. Во всём этом ощущался вселенский масштаб; глубина, которую я не смог бы описать в ту пору словами... Даже отсутствие какого-либо перевода не смогло меня отпугнуть, романтика покорения далёкого и плотно населённого космоса помогла преодолеть житейские неудобства.
Последующие мои попытки приобщиться к великой формуле "eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate" не принесли результата. В голове всегда оживал светлый образ Master of Orion 2 - ностальгический и ламповый, - и все творения Paradox и Firaxis меркли на фоне. Да и необходимость разбираться в многоэтажном интерфейсе, смахивающем на Excel-таблицы для неофита, запутанные правила и перспектива убить пару десятков часов на одно лишь усвоение базовых механик, душили энтузиазм и желание напрочь.
И теперь я должен наконец-то сказать, что Master of Orion образца 2016 года - это игра для меня: красивая, интуитивно понятная, простая. Атмосферная. Замечательно звучащая. Но ни разу не похожая на легендарную серию Master of Orion.
Больше всего вопросов вызывает отсутствие привычного функционала. Во-первых, куда-то запропастились тактические бои в космосе. Во время стычек с иными расами или пиратами позволяют выбрать "как-бы-тактический-режим", но сводится всё либо к созерцанию вальса мелких космических корабликов, воюющих на автопилоте, либо к редкому поклацыванию мышкой по специальным способностям флотилии. Никакого размаха, в общем. И вдоволь налюбовавшись парой перестрелок, неизбежно приходишь к выводу, что куда проще и быстрее запустить симуляцию боя и практически мгновенно увидеть результат событий, произошедших где-то за кадром. Во-вторых, звездолёты отныне перемещаются по космосу прыжками в гиперпространстве, как угодно далеко и без учёта запаса топлива. И это заметно упрощает экспансию. В-третьих, дипломатия пока что отсутствует как жанр: шпионаж за братьями по разуму не доступен, а любая из дружественных сторон может на пустом месте объявить войну. Больше всего меня порадовала логика ИИ, когда раса алкари (с которой отношения у моих подконтрольных землян были самыми радужными) позавидовала моим экономическим успехам и решила "кинуть на деньги". Их посол так и заявил прямым текстом: гони монеты или готовься к бойне. Разумеется я отказался. Но придурочные инопланетяне всё равно попытались устроить затяжную войну, хотя на тот момент у меня был самый крупный флот в галактике, а границы империи патрулировали десятки фрегатов и линкоров.
Плюс генерация галактик выкидывает странные коленца. Вроде бы характеристики планет и созвездий меняются, даже при наличии одинаковых стартовых условий, но вот само расположение редких гигантских монстров, пиратских баз и даже аномалий нет.
Но, несмотря на всё вышеперечисленное, я не склонен драматизировать ситуацию с версией в Steam Early Access. И тем более вы не дождётесь проклятий в адрес издателя и разработчиков. Все мы знаем, что в истории сервиса полно примеров, когда трёхмесячный тест затягивался на долгие годы, а игры в итоге кардинально преображались. Да и сами ответственные лица не устают повторять, что внимательно прислушиваются ко входящим критике и предложениям. Но тот факт, что Wargaming умудрилась обмануть ожидания преданных фанатов и настроить их против себя, удивляет и наводит на не самые весёлые мысли.