С самого начала нас настраивает на нужный лад: закадровый голос рассказывает историю этого мирка. Прошло двадцать лет со времён войны, после которой уцелел всего лишь небольшой клочок земли. По улицам гуляет смертельная болезнь, а лекарство от неё простым людям практически не добыть... разве только путём выигрыша в еженедельной лотерее. И, конечно, заправляет всем злобный диктатор. В таких условиях живёт Эми - девушка-механик и, по совместительству, главная героиня. В один ничего не предвещающий день она бродила по округе в поиске запчастей и случайно нашла раненного мужчину, который просит её отправить письмо совсем неизвестному ей человеку. По пути Эми встречает местного пророка, который предсказывает ей большое будущее и великое приключение. Разумеется, это оказывается правдой, и героиня влипает в самый настоящий водоворот интриг и неприятностей.
Сюжет выполнен в лучших традициях историй о заговорах, восстаниях и попытках людей выжить в умирающем мире. И в то же время отлично подан. Начиная с банальной завязки и неспеша знакомя игрока с героями и миром, игра в один момент вываливает на тебя кучу вопросов, а затем на протяжении многих часов также неторопливо отвечает на них и аккуратно подводит к концовке. Единственная маленькая ложка дёгтя - местная нелинейность. Все обещания разработчиков, что ваши действия будут прямо влиять на происходящее, оказались пшиком. Вся вариативность - пара развилок, одна из которых приводит к одному исходу, а вторая и вовсе приплетена непонятно зачем. А решает всё один клик в самом конце. Да и сами концовки немного скомканы, но по-своему интересны.
Стоит упомянуть, что с атмосферой в игре полный порядок. Всё плохо, везде всё плохо. С кем ни заговори, начнут рассказывать, как всё плохо. Даже прыгающие через скакалку дети читают стишки в духе "Мы все умрём". Повсюду скелеты либо брошенных умирать страдальцев, либо страдальцев, которые не выдержали и сами повесились. Повсюду написанные кровью надписи. Повсюду звучат предупреждения о распространяющейся болезни. Дополняют это жутковатые сценки и эпизоды (как вам, например, подогрев воды в чайнике на костре из трупов?). К слову, в Shardlight есть целый перечень необязательных действий, позволяющих глубже проникнуться местной безнадёгой. Почти каждый пиксель на экране можно осмотреть и получить комментарий от героини (в основном о том, что раньше было лучше), почитать у местного старикашки о катастрофе, сломавшей мир, а можно спеть добрую и светлую песенку, сильно контрастирующую с общим настроем.
Хороша Shardlight и как квест. Логика родом с планеты Земля и поддаётся простым человеческим объяснениям. Задачки сложные ровно настолько, чтобы и олдфаги порадовались, и новички в жанре не испугались. Дурацкие и примитивные игры а-ля "Пятнашки" или "Распутай клубки" - за бортом. Сводится всё, в основном, к комбинации нужных предметов в нужном месте и в нужное время. Большую часть игрового времени мы пытаемся завоевать доверие не самых дружелюбных персонажей (а с чего бы им в таких условиях всем доверять?), выполняя несложные просьбы, да прыгаем по точкам на карте. Количество предметов в инвентаре лишь пару раз перевалит за пяток, а моментов, решаемых методом тыка, здесь практически нет и затупить крайне сложно. Ключевая особенность: не взяли какой-то нужный предмет в локации, которая больше недоступна - найдёте его в одной из доступных. Короче говоря, и с геймплеем всё хорошо.
В заключение стоит сказать, что требует игра 10-13 часов неспешного и вдумчивого прохождения. И за счёт стремительно сменяющих друг друга локаций и персонажей, и шустро развивающегося сюжета, пролетает со сверхзвуковой скоростью. И при виде финальных титров очень хочется попросить добавки. В этом умирающем, но до последнего борющемся за право на жизнь мире чувствуешь себя очень уютно, и покидать его не хочется. И в кои-то веки перед нами качественный point&click c человеческой логикой и добротной историей. А ещё здесь прекрасный пиксель-арт, а не "Мы тут какое-то подобие человечка слепили, пусть так будет". Что ещё нужно для отличного приключения?
Копия игры предоставлена Wadjet Eye Games.