Затем начинаешь подмечать милые сердцу элементы, встречающиеся в современных хоррорах всё реже. Например, ручное сохранение в определённых местах на уровне. Да, вы правильно поняли: "автомата" и чекпойнтов не завезли, надо действовать по старинке - как в упоминавшемся уже Silent Hill или Resident Evil. Вот только вместо непонятной кракозябры на стене или печатной машинки разработчики из Devespresso Games развешали по округе классные доски. Будьте любезны подойти поближе и написать на них что-нибудь мелом, иначе велик риск потерять весь прогресс в случае нелепой гибели главного героя. Который тут, само собой, безоружный и очень-очень уязвимый. Школьник, одним словом...
Ещё из классических ужастиков перекочевали такие полезные и важные в хозяйстве вещи, как карта, записная книжка и инвентарь. На карте отмечают знаком вопроса места, которые обязательно требуется посетить по сюжету или в процессе выполнения побочных заданий. Слишком просто? Ну, тут вас подстерегает подвох, поскольку до нужных мест бывает чертовски сложно добраться. Инвентарь выполнен в виде школьного рюкзака, в первом отделении которого складируются улики, зацепки и сюжетные предметы, а во втором припасы первой необходимости - нехитрая снедь (чипсы, шоколадные батончики и гамбургеры восстанавливают здоровье, а минералка, чай и энергетики повышают выносливость и ускоряют её восстановление), лекарства (бинты для остановки кровотечения и антидоты против отравлений) и монетки, на которые следует покупать вышеперечисленное в торговых автоматах. И хотя полезные припасы разбросаны по уровням щедрой рукой - не забывайте только собирать - совсем уж бездумно транжирить их нельзя. На поздних этапах это понимаешь особенно чётко.
На записной книжке остановлюсь подробнее. Дело в том, что сбор записок и отрывков из чужих дневников - это важная часть игры. Но понимаешь это не сразу, а ближе к середине прохождения, когда накопишь достаточно много информации о происходящем и засядешь за чтение. Мигом выясняется, что событиям можно найти сразу несколько объяснений (основную гипотезу, конечно, подскажут, но при желании есть что домыслить и нафантазировать), а большинство персонажей за кадром либо связаны с творящейся чертовщиной, либо ей случайно поспособствовали. Да и хватает просто интересных маленьких историй из жизни школы.
В остальном, большую часть пятичасового прохождения мы потратим на прогулки по потёмкам с фонариком в руках, сбор информации, общение с редкими, но неизменно загадочными... ладно, невменяемыми персонажами. И основное блюдо: игры в кошки-мышки с безумной тварью, притворяющейся классной руководительницей главного героя. Монстрица-демоница обычно патрулирует коридоры и шныряет по этажам в произвольном порядке, первое время можно пережидать периоды её бурной активности в классах. А если особенно не повезло столкнуться с ней лицом к лицу, то бегите сломя голову к ближайшему туалету и прячьтесь в кабинке. Ну или залезьте в шкаф, если таковой имеется поблизости.
Правда в дальнейшем игра заметно усложнятся. Урон от атак чудовища возрастает кратно, поздние локации щеголяют замысловатой планировкой, а укрытия расставлены не самым очевидным образом. Плюс случаются сюжетные эпизоды, когда авторы сталкивают вас с "преподавательницей" лоб в лоб. Извольте найти способ перехитрить злодейку.
Стоит отметить, со своими игроками Devespresso Games обращается бережно и не спешит бросать их сходу в горнило. Поскольку школа поделена на три корпуса, сложность возрастает плавно. Первый уровень небольшой, большинство помещений заперто и разгуляться особо негде. Идеальная среда, чтобы понять и принять правила, привыкнуть к управлению и войти во вкус. Второй уровень заметно больше, а сложность выше - меньше досок для сохранения, настырнее монстр-преследователь (тварь буквально следует по пятам), а чтобы благополучно сбежать приходится проявлять смекалку. На третьем планировка аховая - чёрт ногу сломит. Тем более, местами привычная логика уступает место чистому сюрреализму и важную роль начинают играть некие "порталы".
Из очевидных недостатков в глаза бросаются разве что пресловутый бэктрекинг и отсутствие поддержки геймпада. Ближе к концу приключения устаёшь нарезать круги по школе, стремительно катящейся в ад. Порой авторы теряют чувство меры и заставляют бродить по не раз и не два посещённым локациям. Конечно в школьном здании особо не разгуляешься, да и декорации постепенно видоизменяются, но возвращаться назад во вдоль и поперёк изученные классы иногда заставляют под совсем уж надуманными предлогами. Зачастую вина в этом лежит на сайдквестах и при желании выполнять их необязательно. Но внутренний перфекционист не даёт спуска. С контроллером всё гораздо проще и грустнее: игра спроектирована таким образом, что поддержка напрашивается сама собой. Но нет, играйте на клавиатуре. Возможно добавят патчем в ближайшем будущем.
Да и разнообразия, прямо скажу, не достаёт.
Но при всех своих малочисленных недостатках The Coma: Cutting Class выглядит и ощущается цельным проектом. В нём есть чётко выраженная идея и разработчики прекрасно понимают, чего хотят добиться в результате. И самое главное - знают какими средствами. Внимательного и решительного игрока вознаградят многослойной историей, которая внезапно сложится из обрывков чужих записей в единое целое. Более того, Devespresso Games замахнулась на создание целой вселенной - работа над непрямым продолжением уже началась, а фанаты строят теории относительно будущего персонажей.
И ещё огромный плюс - нежелание создателей отрываться от корней жанра. Они правильно перерабатывают старые механики сурвайвл-хорроров для нужд современной аудитории и грамотно внедряют их в двухмерную приключенческую игру. И вместо того, чтобы объяснить бессилие протагониста какими-нибудь глупыми условностями, делают его обычным школьником. Простое и изящное решение. Со своими прямыми обязанностями игра также справляется на ура: до самого финала будоражит адреналиновыми вставками, щекочет нервы тягучей атмосферой и строит неприятные козни. Кажется у малоизвестной и незаслуженно забытой серии Obscure появился достойный наследник.
Копия игры предоставлена Devespresso Games.