Valhalla Hills легко по неопытности спутать с какой-нибудь из частей долгоиграющего сериала The Settlers, например, с последней на сегодняшний день The Settlers 7: маленькие забавные человечки бродят по карте, занимаются своими делами, а вы наблюдаете за происходящим и косвенно руководите процессом. Сходство усиливает мультяшная солнечная картинка и уютная фоновая музыка.
Но стоит присмотреться внимательнее, как оказывается, что отличие игры Funatics Software не только в том, что в главной роли не абстрактные поселенцы, а самые настоящие викинги. Разработчики взяли вроде бы привычную модель стратегии, завязанной на построении работающих производственных цепочек, перебрали её по частям и добавили кучу элементов "рогалика" - жанра, который в последнее время проник повсеместно.
При первом запуске Valhalla Hills предлагает случайно сгенерированную карту определённых размеров. Можно согласиться на предложенную или сгенерировать другую. Правда смысл этого действия мне непонятен: просмотреть готовую карту нельзя, а её номер никому ничего не скажет. Разве что авторам, да и то вряд ли. Затем стартовый портал прямо с небес на землю выбрасывает вам первую партию викингов. Малютки истошно вопят в падении, но кого это волнует...
Цель каждого уровня предельно проста: вам нужно добраться до другого портала, выполнить ряд условий, чтобы распечатать его, победить появившихся врагов и на один шажок приблизиться к мифической Вальгалле, в которую обязан попасть любой уважающий себя викинг.
Но перед тем, как отправится к порталу, необходимо соорудить мало-мальски функциональное поселение викингов. Например, построить и улучшить лесопилку, чтобы получить доступ к основному ресурсу - дереву. Соорудить избушки рыбаку и охотнику, подчинённым ведь нужно есть что-то помимо фруктов. Очевидно для хранения припасов понадобится и какое-то подобие склада. И таким образом, постепенно отстраивая своё поселение, вы постигаете правила игры, заучиваете паттерны и привыкаете к управлению.
Все постройки делятся строго на три класса: производственные, логистические и военные. С первыми всё понятно - это те же самые ремёсла; проще говоря, всё, что может вырабатывать и приносить ресурсы. К логистике относятся не только дороги, по которым ваши бойцы и трудяги передвигаются быстрее и с должным комфортом, но и склады для хранения припасов, костры и шатры, дающие возможность увеличить популяцию викингов и призвать дополнительные трудовые ресурсы (как известно, лишними не бывают). К военным постройкам относится всё, что позволяет быстро переквалифицировать рабочих в солдат и вооружить их по последней моде. Разумеется, ими нужно заниматься в последнюю очередь, когда ресурсов достаточно и пришла пора штурмовать портал в Вальгаллу.
Впрочем, всё гладко звучит на словах, но сама Valhalla Hills умеет подбросить сюрпризы. Поначалу доступен скудный функционал, от игрока требуется поочерёдно строить здания из списка в меню и смотреть на результат. Попытка проникнуть в большой портал обречена на успех, поскольку стражи оттуда появляются поодиночке и с ними совладают даже безоружные рабочие. Но чем дольше вы играете и чем больше порталов проходите, тем богаче становится арсенал средств и построек, и тем сложнее всем этим добром руководить. Приходится внимательно расходовать ресурсы, следить за викингами, методом проб и ошибок выискивать стратегию победы. Иначе можно доиграться до того, что понастроите бестолковых зданий, а производство не наладите - прямой путь к перезапуску кампании. А там ещё неизвестно насколько повезёт с картой, какого типа ландшафт сгенерируется и насколько уровень будет богат на полезные плюшки.
Ещё один верный способ проиграть - излишняя самоуверенность. Ну вот пригнали вы своих работников в "казарму" и сделали из них воинов. Если поторопились, то ваше потешное войско снесут только так, а бесконечно призывать юнитов в стартовую зону не выйдет, присутствует строгий лимит на три десятка человек. Бездумно переть на ледяных стражей не стоит.
Нельзя не отметить, что в нынешнем виде стратегия Funatics Software сыровата и частенько встречаются баги, забавные и не очень. Вчера я стал свидетелем картины маслом: викинги ни с того ни с сего погибали буквально на ровном месте. И так смотрел, и эдак камеру крутил, но ничего понять не мог - заходят в лесок и мрут. Дикие звери задрали? Ледяной великан притаился? Нет, беда случалась в конкретной аномальной зоне, через которую я неосмотрительно проложил дорогу. Возможно они проваливались сквозь текстуру и разбивались насмерть, не знаю. В общем, пришлось снова перезапускать кампанию. К моей несказанной радости, все открытые постройки остались на своих местах во внутриигровом меню.
Другая проблема, которая преследует с завидной регулярностью - это юниты, самопроизвольно впадающие в ступор. Выбираешь лесопилку, ставишь её в доступной местности, какой-нибудь Олаф бежит возводить её из веточек (не спрашивайте). И вот прибегает он на место и не знает, чем заняться. Бедняга начинает метаться по всей карте, но не может ни найти ресурсы, ни тем более принести их к нужному месту. И баг этот не то чтобы распространённый и до неприличия регулярный, но встречался мне не раз и не два.
Уверен, к полноценному релизу все баги и технические шероховатости в Valhalla Hills благополучно устранят и в сухом остатке мы получим симпатичную стратегию про храбрых викингов, настырно протаптывающих тропу в свой воинский рай. Причём подойдёт стратегия не только ветеранам жанра, прошедшим вдоль и поперёк первую The Settlers, но и совсем зелёным новичкам, не видевшим в своей жизни ничего, кроме tower defense на экране телефона или планшета. А ещё это один из проектов, в которых Unreal Engine 4 действительно хорошо и гладко работает, и выдаёт хоть и стилизованную, но симпатичную картинку.
Копия игры предоставлена Daedalic Entertainment и Visibility Communications.