Шведы из GreyLight Entertainment попытались влиться в волну страшилок со своей Stairs. По славной традиции нам наобещали с три короба: психологический триллер про настоящий психологизм - без избитых приёмов, вроде выскакивающих из-за угла вопящих уродов, резких звуков, игр в кошки-мышки с бессмертными монстрами и "убегалок-догонялок" с ними же. Вместо этого получите (и распишитесь) многоуровневый сюжет из трёх вроде бы несвязанных друг с другом дел, шокирующие подробности давних убийств и поиск улик в роли журналиста-фрилансера Кристофера Адамса.
На самом деле, вместо будоражащих тайн, окружающих дела без вести пропавших старшеклассницы Валери Беркли, молодого бизнесмена Джеймса Рида и харизматичного пастора Джима Джоварса Ременса, основавшего собственный культ, нам подсовывают пункты стандартной программы всех инди-хорроров. Поиск улик представляет из себя блуждания в потёмках, сбор и чтение записок (как обычно, большую часть информации мы черпаем в них). В стремлении докопаться до правды Кристофер частенько "капитанствует" своими важными замечаниями, а всё, что можно наградить характеристикой "отличительные особенности", беспорядочно понадёргано из разнообразных бесплатных страшилок. Спуск в мрачную бездну по бесконечной лестнице, зацикленные сами на себя локации, призраки, до поры до времени пугающие на дистанции, простенькие загадки, заштукатуренные неочевидными правилами... Ну и какой же журналист отправится на поиски правды без верной фотокамеры - боевая подруга впоследствии поможет с головоломками, сыграет роль в материализации важных объёктов и ужасов, и даже поработает телепортом.
Не смогли авторы и сдержать обещания: прогулки по круговороту безумия вскоре надоедают до такой степени, что хочется срочно прекратить мучения. И тогда нас заставляют играть в прятки со слепыми-глухими врагами, убегать от пульсирующей тьмы и стремительно сдвигающихся стен. Перечисленное сильнее раздражает, чем развлекает, и не очень хорошо маскирует общую безыдейность. Вишенкой на торте стала невыразительная картинка Stairs - однообразные пыльные коридоры, заброшенные шахты и лес сложно назвать запоминающимся окружением, а тотальный копипаст всего сущего убивает малейшие проблески интереса.
Хватает и непростительных технических проблем. Позавчерашняя графика в играх независимых студий давным давно воспринимается как нечто должное, паршивая производительность при наличии дурной внешности тоже. Действительно, не ругать же постоянные подгрузки однотипных кусков локаций. Но вот сбоящие во все поля скрипты нельзя не упомянуть. Доходит до смешного и одновременно грустного: например, вы наткнулись во время прогулок на тень, внезапно отделяющуюся от стены и уходящую по своим делам, или на кроваво-красный размытый силуэт, исчезающий через несколько секунд при попытке приблизиться. Если перезагрузиться и вернуться на то же место, то тень останется просто тенью и не подумает двинуться с места, а силуэт превратится в безмозглого монстра, не обращающего на ваши пляски вокруг ни малейшего внимания. Возможно, подобные баги встречаются исключительно в пресс-билде.
Но в чём главная проблема Stairs, так это в полнейшем отсутствии какого-либо костяка - основы, на которую получилось бы нанизать происходящие события и выстроить их в чёткую цепочку. Наверное подобную функцию возложили на "шокирующий" финал, который, по идее, должен проливать свет на историю и связывать воедино записки, секретные аудиозаписи, "пугалки" и прочие составляющие игры, но этого не происходит. В конце вам подсовывают нелепейшее объяснение всему - настолько глупое и предсказуемое, что хочется убить процесс с игрой через диспетчер задач и навсегда снести дистрибутив. И даже намёк на сюжетную развилку - попытаться вернуться к свету на поверхность или продолжить спуск в безумие - выглядит беспомощно и не в состоянии спасти положение.
В здравом уме сложно рекомендовать игру к покупке. Разве что только в том случае, если в организме образовался дефицит острых ощущений, а ничего лучше найти не удалось (не хватило денег или смекалки пошарить в магазине по тегам): игра местами умудряется пугать и будоражить кровь, пускай совершенно неоригинальными - да что там, шаблонными и заплесневелыми - приёмами. Вот только никакого приятного послевкусия не ждите, да и вообще велик риск, что спустя пару часов вы напрочь забудете Stairs как бессвязный ночной кошмар, растворившийся в лучах рассвета.