Локальная инди-звезда и просто независимый разработчик Nerdook в прошлом году отметился отличным "рогаликом" Vertical Drop Heroes HD, который, само собой, Vertical Drop Heroes, но в 720p, в Steam и с поддержкой геймпада. Чем игра разительно отличалась от конкурентов, затопивших жанр перманентной смерти, так это низким порогом вхождения и дружелюбием. Вам давали на выбор трёх героев и отправляли спускаться по уровням до победного конца. И несмотря на то, что пройти игру удавалось в лучшем случае попытки с сотой, это нисколько не напрягало: между забегами позволяли прокачивать пассивные характеристики всех персонажей разом, а вы осваивали тонкости и нюансы на ходу, постепенно превращаясь почти в профессионального скоростного "проходильщика".
Теперь Nerdook решил отметиться в другом хардкорном жанре - dungeon crawl. Вы играете за безымянного короля безымянного южного королевства, поверженного злой Красной Королевой, решившей расширить свои северные владения. К счастью для неудачливого правителя, у его дочурки Принцессы есть милое хобби - некромантия. Думаю, дальше происходящее пересказывать нет смысла, поскольку есть риск заспойлерить немногочисленные сюжетные повороты. Хотя история в принципе строится не на неожиданных поворотах, а на шутках и прибаутках центральных персонажей.
Даже если вы ничего не понимаете в пошаговых сражениях, то не нужно бояться - Reverse Crawl научит. Не сможет научить - заставит. Внутри притаилась знакомая схема: битвы поделены на раунды, во время раундов юниты обмениваются ударами и носятся по гексам. По сути, такие местами упрощённые, местами усложнённые шахматы. Усложнённые в том смысле, что в каждом сражении можно задействовать определённое количество войск - например, не больше трёх-четырёх типов. Призывать первых попавшихся бойцов не выход, так вы ничего не добьётесь, только зря угробите болванчиков. Необходимо учитывать кучу факторов: понимают враги в ближнем бое или атакуют издали, насколько бронированы и к какому классу, в конце концов, принадлежат. Зачастую вражеский отряд представляет из себя крайне разношёрстную компанию, что заставляет поломать голову при поиске несуществующего "универсального" варианта. Или наиболее действенного.
А вот заявленная нелинейность оказалась отчасти фикцией. Нет, вам практически постоянно предлагают выбор - например, три локации на карте (попробовать ограбить торговца и разжиться экипировкой, сразиться с магом и овладеть новыми заклинаниями, одолеть стаю волков и приручить их). За исключением важных битв и сюжетных событий, конечно. В случае победы предлагают выбрать награду по вкусу. Но загвоздка в том, что этапы и задания, которые вы предпочли пропустить, рано или поздно опять подкинут. Хочешь или нет, но практически наверняка придётся затеять драку с шаманом гоблинов, тёмными эльфами и гномами. Когда это понимаешь, иллюзия выбора рассеивается, как утренний туман.
Но, к чести создателя, собрать за одно прохождение всех потенциально интересных юнитов и заклинания не получится, да и кое-какое пространство для сюжетных манёвров остаётся.
Не обошлось без технических шероховатостей - не смертельных, но заметных. Лязг мечей в беззвучном режиме штука некритичная, но стоило запустить полноэкранный режим и свернуть его Alt+Tab, как начинали выскакивать окошки ошибок. В результате дело неизбежно заканчивалось вылетом на рабочий стол.
Для кого-то может стать проблемой очевидная казуальность. Да, в процессе прохождения попадаются толстокожие враги, легко выносящие ваших воинов, и к ним следует искать индивидуальный подход. Иногда игра способна огорошить безоговорочным поражением. Но когда вы внимательно выбираете отряды, не бросаете их голышом на амбразуру, а действуете с умом, серьёзных проблем не возникает. И в этом беда основной механики: стоит в ней хорошенько разобраться, сколотить небольшую армию и прокачать её, как главы начинаешь проходить на автопилоте. Это не так сильно бросается в глаза, если играть по полчаса в день, но погрузиться на много часов подряд не выйдет - скука накроет с головой.
Но произойдёт это наверняка часов через шесть, я вовсе не мог оторваться от Reverse Crawl почти целый день - только потом начал замечать шаблоны и повторяющиеся ситуации. Учитывая весьма скромную цену - просто подарок небес. Не знаю, в чём секрет Nerdook, но он умудряется снова и снова делать симпатичные мультяшные игры с узнаваемым стилем, которые не кажутся детскими и нешуточно затягивают на много часов. Добавить бы немного больше разнообразия и никаких вопросов не возникло бы.