Есть такая узкоспециализированная ниша развлечений, как фестивальное кино. Преимущественно это артхаусные мелодраммы от режиссёров, о которых вы никогда не слышали и не услышите (да и время на них тратить не стоит), либо забористые ужастики, обычно с трудом умещающиеся в рамках привычного, а то и вовсе раздвигающие границы жанра. При этом фильмы эти, как правило, сплошь низкобюджетные, но сделанные с душой и на каком-то неистовом энтузиазме, потому цепляющие.
Вот и Kidnapped можно и нужно сравнивать и сопоставлять с чем-то похожим. По сумме слагаемых игра была и остаётся типичным инди-хоррором, разработанным в гордом одиночестве Гэвином Пауэллом - кривоватым, местами грубо обработанным напильником, но вместе с тем по-настоящему пугающим и напряжённым. Казалось бы, благополучно прошли времена, когда нас могло бросить в дрожь от набора резких звуков, самопроизвольно двигающихся предметов или жутких декораций, но внезапно это работает. Да так, что скачущий детский мяч, внезапно из-за угла прервавший прогулки в полумраке, может заставить подпрыгнуть на месте и грязно выругаться.
Каким-то неведомым мне образом вышло так, что игра получилась невероятно напряжённой. Большую часть времени первых глав вы находитесь под постоянным психологическим давлением и ожидаете худшего, почти ощущаете надвигающуюся беду - почти как в произведениях Лавкрафта и Кинга. Причём не всегда угроза, скрывающаяся до поры до времени за кадром, реальна, подчас она существует исключительно в разбушевашемся воображении. И тем круче моменты, когда ты - расслабившийся и привыкший к жутким декорациям - сталкиваешься лицом к лицу с уродливой тварью, от которой убежать-то проблема, не то что оказать достойное сопротивление.
Впрочем, вышесказанное не исключает многочисленных проблем.
Да, игра действительно атмосферная, но до ужаса неровная и несбалансированная. Взять, к примеру, начальные главы: в первой вы ищете выход из жуткого особняка, во второй - из заброшенных шахт. Изучать особняк, поначалу кажущийся небольшим домом, интересно: на пути встречается полно интерактивных предметов (можно свободно покрутить в руках и подробно рассмотреть) и записок (из них по крупицам узнаём сюжет). Головой понимаешь, что творится какой-то клон Слендера, но то ли история затягивает, то ли в ожидании появления уродливых тварей думать об этом некогда. Потом главный герой, похищенный какими-то злобными культистами, проваливается в шахты и там начинается привычная беготня от колченогих монстров.
А потом мы попадаем в блеклый полинявший лес и что-то идёт не так. Нас заставляют охотиться, приносить жертвы, но это не трогает. Игра превращается в плохонький, почти рельсовый шутер с тормозным персонажем за рулём. И возможность свободно побродить по округе не кажется плюсом. Да и паршивая оптимизация, подававшая первые признаки во время подгрузок частей дома, окончательно берёт своё. Кроме того, оставшиеся эпизоды кажутся вымученными и наспех скроенными, а ближе к финалу вся атмосфера напрочь улетучивается.
И это несмотря на то, что даже малоопытный игрок одолеет творение Deceptive Games максимум часа за три.
Разругать Kidnapped мешают три фактора: она деловито и профессионально пугает первую половину прохождения, сделана с душой и предлагает достаточно контента за свою скромную цену. В общем-то, большинству поклонников жанра этого будет достаточно. Но едва ли вы запомните её на всю жизнь, а вот технические проблемы и скучные эпизоды могут надолго засесть в памяти.