TIMEframe относится к тому замечательному роду игр, про которые очень сложно рассказывать неподготовленному человеку, но которые очень интересно долго и плодотворно обсуждать в спокойной обстановке. Это, не побоюсь штампов, очень сдержанное, минималистичное, тягучее и расслабляющее произведение, полностью перекладывающее на игрока все вопросы, связанные с пониманием смыслов (двойных и не очень), метафор и истории.
Начинается всё с того, что мы оказываемся в огромной каменной башне и находим первую запись. Кто мы? Неизвестно. Возможно космонавт, исследующий чужую планету на окраинах галактики. Или археолог, прибывший полюбоваться на колоссальные руины. А может наоборот пришелец, собирающий по крупицам информацию о погибшей человеческой цивилизации. Как бы там ни было, в нашем распоряжении лишь весьма схематичная карта, призванная помочь с поиском артефактов и символов минувшей эпохи, и небольшой отрезок времени, за который нужно попытаться исследовать огромную долину и найти хоть что-то интересное. По истечении отведённого периода падает огромный астероид и белая вспышка отбрасывает нас к самому началу, в стартовую башню.
Хотя нет. Если быть совсем точным, то астероид начинает своё роковое падение с момента нашего прибытия. Просто время в узких рамках бесконечного повтора течёт очень медленно, как бы с неохотой - это заметно, к примеру, по застывшей воде и парящим, едва движущимся брызгам.
И вот мы начинаем своё путешествие по огромной, некогда наполненной жизнью долине, прекрасно осознавая тот факт, что окружающей действительности уже давно не существует и мы можем лишь до бесконечности прокручивать один и тот же момент. Единственное, что стоит делать в такой ситуации - осматривать и исследовать культурное наследие сгинувшего народа: гигантские статуи, руины вымерших городов, ветряные мельницы и иные памятники архитектуры. В каждом из них можно отыскать особый предмет, несущий в себе частичку утраченных знаний. Соберёте все - получите летопись иной цивилизации. Поэтому если немного абстрагироваться, то долина - это нечто вроде архива, разобрать и восстановить который предстоит нам.
Гуляя по огромному в размерах, но крохотному в рамках временного цикла миру, в сопровождении лишь великолепной музыки и осознания тщетности своих усилий, почему-то начинаешь размышлять о вечном. О месте человека во вселенной. Или о том, что мы оставим после себя, если вдруг завтра и нам на голову упадёт смертоносный камушек. И кому оно, в конце концов, будет нужно.
Интересно то, что Random Seed Games полностью игнорирует привычные формулы построения игр. В TIMEframe нет очевидного структурированного повествования - предысторию, сюжет и даже финал вы вольны выдумать самостоятельно. Ещё отсутствует понятие цели и средств, даже здесь игрок должен объяснить себе самостоятельно необходимость ходить взад-вперёд и любоваться достопримечательностями. Мотивировать себя на действия.
Но по неизвестным причинам такой приём, характеризуемый чрезмерным минимализмом во всём, идеально работает. Вы действительно бродите по холмам, равнинам и пещерам, внимательно читаете записи неизвестных авторов и чего-то там себе думаете. Можно, конечно, объявить игру очередным универсальным релаксантом для "после-тяжёлого-рабочего-дня" или обозвать симулятором прогулок - благо повод есть: нигде больше вы не встретите такой мягкой и убаюкивающей цветовой гаммы, способной угомонить даже завзятого невротика. Но почему-то нелинейное (и не всегда очевидное) повествование братьев Оуэн срабатывает как надо и ты воспринимаешь игру именно что сюжетным приключением.
Официальное описание не врёт - это действительно незабываемый опыт и охапка свежих впечатлений. Десять секунд перед падением в вечность, растянувшиеся многократно. Мои пламенные рекомендации всем любителям необычного и экстраординарного. Остальных прошу не беспокоиться.