Добро пожаловать в киноклуб "Дохлый лось"! Здесь мы смотрим и обсуждаем ужастики, мистические триллеры и прочие чёрные комедии. И да, в нашем сердце найдётся место не только для артхауса или откровенного трэша, но и для мейнстрима.
Пригородная готика (Suburban Gothic, 2014)
Странный начинающий режиссёр Ричард Бейтс младший (следовательно, должен быть ещё и старший, но сегодня не об этом) три года назад уже отличился "Экстирпацией" (Excision) - удивительным фильмом про сумасшедшую девушку Полин, натворившей всякого разного. Самое интересное, что фильм, выросший из одноимённой короткометражки, был одновременно забавным, мерзким и страшным, но зато не оставлял равнодушным.
При знакомстве с "Пригородной готикой" начинаешь понимать, что у автора не только сформировался собственный стиль, но и в острой форме проявилась любовь к эпатажу. На протяжении полутора часов великовозрастный остолоп Рэймонд - недавно окончивший бизнес-колледж и теперь разыскивающий свободную должность руководителя компании, - сталкивается с необходимостью возвращения в родительский дом и паранормальной чертовщиной всех мастей. И самое главное - с суровой повседневной реальностью, с которой ему чрезвычайно трудно смириться.
Если вы до сих пор не определились, то важно помнить, что это стопроцентный фестивальный фильм. Приготовьтесь к тому, что жирных спецэффектов не завезли; актёры скорее дурачатся на съёмочной площадке, нежели играют всерьёз; а повествование топчется на месте, разваливается на охапку бородатых анекдотов и шуток на тему "гееватости" эксцентричного гетеросексуального персонажа. Но в итоге все недостатки почему-то оборачиваются чуть ли не достоинствами, а фильм кажется одним большим признанием в любви всему тому мистическому трэшу про маленькие городки, пробудившееся зло и совершенно невменяемых персонажей, которых хочется самолично придушить.
И судя по финалу, нас готовят к целой серии.
Окровавленные холмы (The Hills Run Red, 2009)
Пускай принято считать, что жанр слэшеров откинул копыта ещё в 80-х (блин, да я и сам люблю говорить подобное при случае!), но нельзя отрицать и того факта, что иногда мёртвый жанр внезапно начинает кряхтеть, пердеть и подавать иные признаки жизни. Короче, я имею в виду, что, возможно, не всё потеряно. Хотя большие студии закрыли для себя эту тему ещё в середине нулевых.
И как-то так получилось, что Дэйв Паркер, не имея на руках никакого заметного бюджета, вдруг выдал в 2009-ом году крепкий такой жанровый образчик. Дурацкое название "Окровавленные холмы", релиз сразу на видео, яркий и запоминающийся образ серийного убийцы Кукольного Личика - всё как в лучших домах. Кроме того, совершенно банальная сюжетная задумка про поиск копии утерянного ужастика, якобы уничтоженного за чрезмерную жестокость и реалистичность, оборачивается постмодернистским шоу на манер "Крика" - с воплями, марафонскими забегами по лесу и играми в прятки со всезнающим маньяком. Главные герои шутят над жанровыми клише (поначалу и недолго), сотовая связь работает даже в глуши, а уж по степени изобретательности и замысловатости местной расчленёнки кино кажется достойным наследником золотой классики.
Заранее предупреждаю, что никто не собирается вас пугать с серьёзным лицом. Режиссёр снимает скоростной, злой и драйвовый слэшер, всецело опираясь на традиции; разливает по округе реки крови, при этом иногда скатываясь в откровенный стёб и самопародию. На протяжении часа с небольшим авторы пытаются понять природу нашей тяги к отвратительному и страшному на примере конкретного случая одержимости, но окончательный вывод оставляют за кадром. Прибавьте к этому стилизацию под славное прошлое и жутковатую концовку с двойной моралью - вуаля, рецепт дешёвого, но образцового слэшера готов.
"Глаза звезды" (Starry Eyes)
Начинается история буднично и привычно: некая Сара Уокер вдохновляется классическими голливудскими дивами и мечтает однажды стать популярной актрисой. Дела идут своим чередом, путешествие с прослушивания на прослушивание сменяется будничной работой в забегаловке "Крошка-картошка", а никаких серьёзных подвижек не видно. И вот он, счастливый случай: странный кастинг на главную роль в хорроре "Серебряный крик" становится катализатором последующих ужасных событий.
Критики не врут: "Глаза звезды", очередной низкобюджетный призёр многочисленных фестивалей, настолько пропитан атмосферой работ раннего Кроненберга, что дальше просто некуда. Будут и пугающие физиологические трансформации, и беспросветное отчаяние, и бессмысленная концентрированная жестокость. Нашлось место и откровенной сатире: когда задумываешься, на что люди готовы пойти ради славы, чужого фанатизма и поклонения, реально на голове встают волосы дыбом. Закрадывается подозрение, что в красивом сверкающем мире кинематографа возможно не так уж и много глянца, а куда больше грязи, ненависти и злобы.
Любопытно, но неспешный и камерный фильм гораздо выигрышней смотрится на фоне такого же камерного и неспешного "Оно" (It Follows). Пока Дэвид Роберт Митчелл понапрасну тратит время на долгие панорамы и бессмысленные кадры, Кевин Колш и Деннис Уидмайер старательно нагнетают жути, резко контрастирующей с ежедневной рутиной, и заставляют Александру Эссоу отыгрывать главную роль с дьявольским упоением. Сара прямо в кадре из тихой невинной овечки превращается в кого-то совершенно другого и именно эволюция персонажа не даёт оторваться от происходящего. Хотя местами артхаус тот ещё.