Долгое время казалось, что Portal закрыла тему трёхмерных паззлов про законы физики. Затем вышла Portal 2, которая показала перспективным конкурентам, как нужно делать головоломки. Неудивительно, что последователи в лице Antichamber и Magrunner: Dark Pulse старались развить идеи дилогии Valve и раздвинуть границы жанров, но обе страдали понятными болячками. Если первая слишком концентрировалась на попытках сломать вам мозг вариациями парадоксов и иллюзий, то вторая оказалась излишне затянутым приключением с крутой возможностью встретить Ктулху и прочих представителей вселенной Лавкрафта.
Magnetic: Cage Closed при беглом взгляде может показаться шведским клоном Magrunner. Действительно, во главе угла силы электромагнетизма и преодоление с их помощью ловушек. Вот только вместо перчатки у нас винтажная магнитная пушка. В остальном, есть предметы, которые можно притягивать-отталкивать, и панели на стенах, полу и потолке, обладающие теми же свойствами.
На этом сходство заканчивается. Игру Guru Games очень хочется назвать гибридом Portal, Bioshock и, не поверите, фильма "Куб". Вы играете за девушку-заключённую XE-47623, очутившуюся против своей воли в секретном исследовательском комплексе - ни имени, ни прошлого, ни шанса на побег. Выбор прост: либо согласиться на участие в серии опасных испытаний с минимальным шансом уцелеть и выбраться на свободу с чистой биографией, либо смириться со злодейкой-судьбой и умереть на месте.
Нелинейность, говорите? Свобода выбора?
Скажу по правде, я решил взять разработчиков "на слабо" и отказался от участия в эксперименте. Пока злодейский голос из динамиков называл меня ничтожеством и мусором, угрожал отравить ядовитым газом, я со скучающим видом кивал и ждал продолжения банкета. Затем увещевать меня директору комплекса Уильяму Киму надоело, он умолк, а в камере начали мигать красные лампочки. В итоге авторы убили меня на четвёртой минуте игры и показали титры. И это была вполне себе закономерная и каноничная концовка - одна из девяти.
В этом и кроется важное отличие Magnetic: Cage Closed от конкурентов: нелинейность. В процессе преодоления препятствий, разгадывания загадок и обучения основной механике вам дают возможность сделать выбор, подчас судьбоносный. Иногда вы можете ошибиться и погибнуть, но чаще выбираете свой путь на развилке. Меняется порядок повествования, уровень сложности скачет, одни уровни заменяют собой другие. В результате два игрока имеют шансы получить совершенно разный опыт, а головоломки приходится разгадывать самостоятельно - это куда быстрее и интереснее, чем копаться в чужих гайдах.
То, что начиналось как рядовой технотриллер с приятной стилистикой, постепенно мутирует в психологический хоррор. Никто не швыряет вам в лицо оторванные конечности, монстров и бомжей с дробовиками. Куда сильнее пугают сухие замечания ваших незримых наблюдателей и мучителей, вскользь упоминающих, что вот этот уровень построили задолго до создания магнитной пушки и народа здесь погибло немеряно, Или, к примеру, намёки, что у людей за кадром возможно есть полноценная жизнь, семьи. а массовое убийство и пытки людей для них - тягучая рутина, обычная работа. Стандартный набор экспериментов, в конце концов. Если GlaDOS умела скрасить ситуацию шуткой или ехидным замечания, то здесь вас откровенно ненавидят. Точнее, не воспринимают как человека. И кровавые надписи на стенах (в стиле "Они врут", "Отсюда выхода нет"), щедро приправленые мрачным электронным саундтреком, довершают картину окружающей безысходности.
Отдельная победа создателей игры - эпизоды, когда вам резко ограничивают время на раздумья и заставляют судорожно решать задачку. Не успели - попали на тот свет. Просто и честно.
Разумеется, у Magnetic: Cage Closed есть недостатки. К таковым можно отнести довольно простую планировку испытательных камер - загадки решаются быстро и просто, главное внимательно осмотреть уровень, понять порядок действия и сделать всё правильно. По-настоящему раздражающе сложных моментов мало и они мимолётны. Ещё игра выглядит довольно скромно, графических изысков не ждите. Но главное, что есть свой стиль.
Но Guru Games умудрилась каким-то волшебным образом дать жанру животворящего пинка системой сюжетнообразующих выборов, а одновременно отталкивающая и липкая атмосфера бесчеловечного эксперимента не отпускает все шесть часов прохождения. Да и паззлы в некоторых случаях решаются несколькими способами. Браво!