Очень легко недооценить Flem по внешнему виду: может показаться, что платформер выглядит совсем уж неказисто по современным меркам, пускай и на фоне иных попыток замаскироваться под мифическую "старую школу". Но на самом деле игру проще воспринимать интерактивным памятником шедеврам начала 90-х - она выглядит, звучит и ощущается совсем "как тогда", на этот раз без скидок и оговорок. Даже нарочито неудобное управление (и на клавиатуре, и на геймпаде) не раздражает, а придаёт удивительной завершённости произведению и заставляет вспомнить утерянные навсегда, казалось бы, навыки.
Управлять предстоит, извините, комочком слизи, неосторожно "вычихнутый" хозяином из носа в огромный чуждый мир. Душещипательную завязку подают через картинки-"задники", расставленные на протяжении тренировочного уровня. Короче говоря, ваш насморк, оказывается, не только разумен, но и представляет из себя народ жизнерадостных зелёных существ. А что там случается с её представителями во время глобальных катаклизмов (следует понимать, "Апчхи!") - великая загадка. Ведь "оттуда" пока никто не возвращался.
За стилизацией под NES (или SNES) скрывается занятный факт: никакая это не стилизация. Скорее попытка тщательно воссоздать механику привычного скоростного платформера - ретро прямо до степени сличения. Приходится просчитывать все прыжки и движения вплоть до миллиметра и пикселя - любая ошибка оборачивается гибелью и рестартом, - и сражаться с неумолимым таймером. Привычная система медалей подстёгивает интерес на всех четырёх десятках уровней куда сильнее, нежели сюжет и постановка (их тут нет и не надо). Рубильник сложности разработчики из Henchman & Goon выкручивают до упора в тот момент, когда выдают вдруг новые возможности и вынуждают постигать принцип их действия самостоятельно.
Таймер ожидаемо заставляет не просто учиться и преодолевать трудности, но и в отдельных случаях искать самый короткий и простой путь. Живи мы в идеальном мире, прохождение игры заняло бы максимум минут пятнадцать. Но поскольку освоение одного заковыристого уровня может занять и десять, и двадцать, то продолжительность прямо зависит от вашего настроя на результат.
Но самое ценное здесь - это возможность окунуться в минувшую эпоху, вернуться ненадолго в славное прошлое самой зелёной травы на свете. И без проблем с эмуляторами, совместимостью железа и прочая-прочая. Разумеется, если вам стукнуло прилично так лет, а "карьера" началась задолго до нулевых, то при знакомстве с игрой неминуемо навернутся слёзы ностальгии, а радости будет словно от встречи со старым другом. Потому что милое, привычное, родное. Ну а если вы по возрасту не укладываетесь в целевую аудиторию, то полезно ознакомиться хотя бы ради того, чтобы понять, как именно выглядела раньше индустрия развлечений - до изобретения QTE, 3D и "озвучки профессиональными голливудскими актёрами".
И на попытки состроить рожу кирпичом у авторов заготовлен универсальный ответ. Глупый или практически отсутствующий сюжет? "Как в детстве". Сложно и приходится часто умирать? Правильно, "Как в детстве". Графика не очень или шейдеров не хватает? Ну вы поняли.
Невозможно придираться к Flem, пытаться её вдумчиво анализировать, не срываясь в воспоминания и лестные сравнения. Тут такая же ситуация, как с памятниками древней цивилизации и прочим культурным наследием: возможно, вам не понравится фасад и дизайн, но отрицать важность и значение будет только самый недалёкий человек.
Retro fever.