Помнится ещё недавно на большинстве тематических сайтов и в ныне живущих журналах (их единицы, понимаю, но они вроде как есть на этом свете) хором рыдали над вымирающим жанром приключенческих игр. Нам упорно доказывали, что квесты-головоломки-диалоги-инвентари никому даром не сдались и вскоре останутся сплошные Call of Duty и Assassin's Creed. Но прошло всего несколько лет, грянул Kickstarter, зашевелились ветераны и молодёжь девелоперского фронта, а немецкая Daedalic Entertainment собрала под своим крылом множество игр и понесла искусство в массы.
Fire, новый проект разработчика и издателя в одном лице, посвящён приключениям глупого и нерасторопного, но убийственно (порой буквально) очаровательного и милого неандертальца Унга. Наш герой не шибко богат интеллектом, это и понятно. Но кроме всего прочего беднягу угораздило уснуть на посту в процессе важной миссии - охраны главного костра племени. И вот огонь угас, Унга пинками выгнали из деревни, а единственный шанс очистить своё имя (если это именем можно назвать) - вернуть жизненно необходимое пламя.
Можно сколько угодно рассуждать о метафоричности, но следует понять: Fire - не Deponia. Не в том смысле, что боже мой, всё ужасно, мы все умрём. Просто следует принять как факт, что в игре не нужно искать двойные-тройные смыслы и подтексты, не ждите невероятного размаха и постановки - это в первую очередь яркое и красочное приключение обаятельного лохматого балбеса, которое идеально подойдёт для всей семьи: пока дети будут радоваться ужимкам и мимике пещерного человечка, родители смогут вволю поломать голову над загадками, чтобы не ударить в грязь лицом перед подрастающим поколением.
В плане механики проект далёк от "прорыва", не предлагает "революции" и "разрыва шаблона". Скорее наоборот, местами тяготеет к классике. Поскольку у Унга мыслительные способности только-только зарождаются, активной помощи в решении задачек от него не ждите. Да, система подсказок отсутствует и поначалу чувствуешь себя болваном; чуть позже приходишь к выводу, как сильно ты расслабился и отвык самостоятельно шевелить мозгами. Единственное, что авторы дают вам в помощь - возможность подсветить отдельной клавишей активные точки. А уж необходимость понять, как отдельные элементы взаимодействуют между собой и в каком порядке, ложится тяжким бременем на вас. Ну, не то чтобы тяжким, но в отдельных моментах над решением придётся попотеть.
Абсолютно все локации-уровни состоят из цепочки экранов, тут ничего нового. Но поскольку Унг путешествует не только по миру, но и по разным эпохам, то приготовьтесь к соответствующей стилизации декораций и к разным постмодернистским шуточкам. Например, на пути встретится до боли знакомый персонаж, икона и символ эпохи для всех гиков. Доведётся попутешествовать на машине времени самого Герберта Уэллса. Досталось даже проклятущим фритуплейным играм - вот это, дамы и господа, было сильно! Отрадно, что наш приятель из каменного века разделяет всеобщие чувства и крайне недоволен подобной скрытой монетизацией.
Иногда Fire выкидывает коленца и выдаёт сцены, которых от неё не ждёшь. Игра то превращается в простой однокнопочный платформер, то в аркадный шутер. Не сказать, что подобное ломает общую схему и настрой приключения, скорее служит приятным поводом разнообразить неспешный игровой процесс.
Придраться же хочу к двум вещам: продолжительности и ориентиру на планшетно-казуальную публику. Во-первых, при должной сноровке и интеллектуальной подготовке короткую историю можно одолеть за полтора часа. Хотя лично мне понадобилось, стыдно сказать, четыре (я делал перерывы, собирался с мыслями и перезапускал уровни). Во-вторых, некоторые элементы решения загадок выделены слишком явно, иные цепочки нарочито просты, а кнопки интерфейса огромны. Но опять же, нельзя исключать. что разработчики думали не только о людях с многолетним игровым стажем, но и - возмутительно! - о новичках, домохозяйках и даже детях. С равным успехом и плюс, и минус.
И вот сижу я в сомнениях и плачу. Очевидно (по всем законам критики и игрожура) надо бы до чего-то докопаться, на крайний случай навыдумывать недостатков и соорудить "объективное" мнение от сохи. Но совершенно не хочется. Fire однозначно получилась близкой к идеалу, поругать стоит лишь неравномерно скачущую сложность загадок и небольшую продолжительность. Просто красивая, весёлая и добрая сказка - без багов, фритуплея и смс-оповещений.
И я требую продолжение!
9/10
Daedalic Entertainment в ВК
Daedalic Entertainment в Facebook