Republique - это игра-пришелец из тех славных времён, когда краудфандинг-сервис Kickstarter внезапно выстрелил и превратился в мекку для, казалось бы, энтузиастов и непризнанных большими издательствами гениев. Тогда вся индустрия нарядилась в розовые очки, многочисленные "если бы да кабы" замаячили на горизонте, а совершенно фантастические вещи грозили стать реальностью. Казалось, вот теперь-то заживём. И вертели мы на конце ваши корпоративные стандарты, сучки в дорогих костюмах!
Но новый чудесный мир внезапно оказался слишком похож на старый уродливый. Грянула череда громких банкротств, приличное количество "проектов мечты" обратилось в прах. И стало понятно, что кроме фантазёров и визионеров сервис пользуется популярностью среди обыкновенных мошенников и любителей "проедать" чужие деньги, сидя на жопе в тепле и уюте.
Подобное лирическое вступление нужно исключительно для того, чтобы вбить вам в голову простую мысль: игра Camouflaj является отражением всей этой ситуации. И нет, студия ни разу не мошенник. Просто два года назад разработчики обещали невозможное, а именно сделать приключение ААА-класса для мобильных устройств и планшетов. Ну и между делом ПК-версию и эпизодическую модель освоить. У руля встал надёжный человек Райан Пэйтон, некогда cпродюсировавший Metal Gear Solid 4 и работавший творческим руководителем Halo 4.
Неудивительно, что начало Republique сходу легко и непринуждённо ломает четвёртую стену: вам на устроство по закрытой линии поступает входящий вызов. Звонят очень настойчиво и пока вы не кликнете на "Ответить" не отстанут. Представляю восторги публики планшетов с GSM-модулем - эффект погружения на десять баллов! Жаль только я не умею воспринимать длинные сюжетные игры на мелком экране...
Короче, вы "снимаете трубку", а на том конце "провода" перепуганная девушка. Она вполне естественно удивляется вам - звонила же кому-то другому, - но времени разбираться в происходящем нет: в комнату врываются люди в странной униформе и начинают её активно прессовать. И тут вы чудесным образом подключаетесь ко внутренним системам мира за стеклом экрана и получаете возможность непрямого контроля технических (и не очень) средств. Магическое заклинание "Вайфай", не иначе.
А в той самой реальности, в которой ежедневно существует девчушка Хоуп, происходит натуральная антиутопия в духе книг Оруэлла, Бредбери и Рэнд. Тоталитаризм и повсеместный контроль расправили плечи, поэтому получите культ вождя, зоркие камеры, отслеживающие каждый квадратный метр, и номера вместо имён у рядовых граждан. Попутно авторы наполняют свою работу редкими элементами ретрофутуризма, ар-деко и намёками на послевоенный быт сороковых годов. Несмотря на обрывочность информации, город-государство Метаморфоза выписан достаточно цельно и живо.
Трагедия Republique в том, что дальше крутого концепта дело не пошло.
Да, есть напуганная главная героиня, которой необходимо помогать и сопереживать, но выглядит и ведёт она себя как механическая кукла. Иногда в её действиях случаются замечательные "затыки" и девушка начинает нервно трястись за укрытиями, спонтанно выбегает навстречу охранникам-"призракам" и проявляет иные чудеса интеллекта.
Ещё у нас тут стелс, помните? Поэтому двухкнопочное управление требует от вас сканировать пространство в режиме OMNI-view на наличие врагов, переключаться между камерами на уровнях, вскрывать важные сюжетные двери и замки, а так же указывать бестолковой Хоуп куда идти. И ничего более. Те базовые механики и средства, которые разработчики выдают вам в первом эпизоде, продолжают работать на протяжении остальных. Можно сказать, самое интересное происходит в катсценах - в начале и конце каждой главы. А в перерывах только однообразное "тыканье" курсором по экрану и скоростное переключение режимов и камер.
Сюжет, альфа и омега любого приключения, развивается вопреки нашей воле и практически без нашего участия. Как в каком-нибудь Bioshock, мы слепо верим синтезированному голосу, притворяющемуся очередным повстанцем и борцом с системой, безвольно следуем его указаниям и ничего не можем поделать. Ощущение, будто тебя посадили в вагончик из вступления Half-Life и возят по рельсам не пятнадцать минут, а всё время.
Ещё один недостаток конкретно Remastered-версии в том, что ей никак не удаётся прыгнуть выше собственной головы. Republique круто выглядит и профессионально звучит, местами отлично срежиссированна, но исключительно по меркам мобильной игры. В компьютерной версии подтянули текстурки, добавили эффектов, да и вообще сделали инъекцию пятой версии Unity, но это всё ещё планшетно-мобильная игра с примитивной механикой, успешно обкатанной в древней eXperience 112. Только если Microids и Lexis Numerique некогда хватило ума разнообразить игровой процесс, то вот в Camouflaj, по всей видимости, уверены, что за шесть часов прохождения игроки от монотонного мышеклика устать не могут.
Немного обидно, что в обмен на годы ожидания мы получили историю без финала (приготовьтесь морально, заключительная пара эпизодов пожалует где-то до конца года), внятного игрового процесса, да в придачу с главным сюжетным твистом, который угадывается в первые десять минут. Возможно, последние серии затянувшегося сериала расставят все точки и устроят небольшой переполох в сознании. Но пока лично для меня Republique остаётся примитивной приключенческой игрой с проработанной до мелочей стилистикой, интересными забавными пасхалками и откровенно глупым сюжетом, претендующим на серьёзность.
6/10