В это трудно поверить, но проект, появившийся на свет как "польский ответ" многослойной демоверсии P.T., в результате многократно превзошёл прообраз. Разработчики не просто оказались достаточно смелыми в деле запугивания, чтобы не останавливаться на полпути и не искать компромиссы, но и талантливыми ровно настолько, чтобы не скатываться в бесконечные самоповторы. Там, где другие не преминули бы использовать раз за разом лучшие свои наработки, авторы Layers of Fear активно экспериментируют с подачей материала и выдумывают всё новые трюки.
Искажённая и пугающая реальность, в которую мы всё глубже и глубже проваливаемся за компанию с главным героем, течёт, пульсирует, произвольно меняет форму. Многочисленные коридоры превращаются в бесконечные пути во тьму, затем оказываются тупиками или порталами в неизвестность. Богато декорированные комнаты обрастают множеством мелких деталей, затем сгорают в ревущем пламени и осыпаются пеплом. Портреты, безразлично взирающие со стен, злобно скалятся за спиной и только ждут подходящего момента, чтобы превратиться во что-нибудь непотребное и отвратительное.
Мир игры, кажется, слеплен из пластелина - он непостоянный, липкий и переменчивый. Стоит вам посмотреть в другую сторону, и реальность вне поля зрения преобразится самым причудливым и пугающим образом.
Графика в целом - сильнейшая сторона LoF. Без всяких преувеличений это один из самых красивых и стилистически выдержанных ужастиков. Не исключено, что ему уготована судьба долгое время быть настоящим флагманским проектом на движке Unity, поскольку подобную детализацию смогли выжать из него только в Bloober Team. И несмотря на то, что я полнейший профан в изобразительном искусстве и интересовался им всегда постольку-поскольку, не могу не отметить, что в списке источников вдохновения наверняка можно отыскать отдельные работы Дали, Босха, Гойи и прочих ушибленных на голову художников. Ушибленных в хорошем смысле слова.
С подачей истории вышло куда более прозаично: на протяжении примерно пяти часов вам придётся собирать многочисленные записки, фотографии, рисунки и предметы, содержащие в себе воспоминания главного героя. Но ничего общего с привычным бездумным собирательством здесь нет: тексты и иллюстрации попадаются действительно интересные и информативные, монологи персонажей озвучены замечательно и в полной мере передают их эмоции, а всё перечисленное в итоге мелкими мазками ложится на сюжетное полотно. Есть, конечно, риск, что невнимательный игрок-торопыга пропустит самое интересное и ничегошеньки не поймёт. Но такому игроку я посоветовал бы и дальше топтаться в безыдейном Outlast, а не лезть в атмосферные арт-инсталляции со скепсисом наперевес.
Не исключено, правда, что ближе к финалу вы почувствуете некоторую усталость. Не того рода "Эй, задолбали, покажите уже титры!", а скорее "Я больше не могу, отпустите...". В заслугу авторам следует записать то, что процесс блуждания по ожившему кошмару изматывает. Разумеется, морально, не физически. Настолько сильно погружаешься в чужие переживания и проблемы, что вот-вот начнёшь в них растворяться. Не могу припомнить ни одной игры за последние годы, сумевшей бы произвести похожий эффект.
Концовку же вообще стоит назвать образцово-показательной. Она плавно и размеренно вытекает из пережитых событий и даже помогает нащупать второе дно. Правда вместо точки создатели растягивают её на многоточие, но делают это изящно и со вкусом. Едва ли путешествие в пучины безумия могло закончиться иначе. Да и наверняка каждый найдёт в рассказанной истории что-нибудь своё. Для меня она стала метафоричной повестью о человеке, раздавленном и сломленном жизненными обстоятельствами. И теперь он из раза в раз безрезультатно пытается склеить прошлую - как теперь ему кажется, светлую и безоблачную - жизнь. Но постоянно терпит неудачу.
Отрадно, что Layers of Fear ни в чём не обманула ожиданий и оказалась тем самым хоррором, которого заслуживали настоящие поклонники жанра. Пускай в игре нельзя толком погибнуть (точнее, можно, но не насовсем и как бы понарошку) и чувство надвигающейся опасности по большей части иллюзорно, а по механике это больше похоже на аттракцион в стиле "Комнаты страха", но за счёт талантливой презентации, выдержанной гнетущей атмосферы и качественной режиссуры об этом не задумываешься и продолжаешь осторожно хромать вперёд, навстречу всё новым ужасам и пробудившимся потаённым страхам. Пропустить подобный шедевр преступление.
Копия игры предоставлена Bloober Team.