
Пока отдельные слабоумные представители нашего социума ругают Pneuma: Breath of Life за простые очевидные паззлы, называют откровенно проходной головоломкой с "графоном" и вопят в стиле "The Stanley Parable круче!", у нас тут, между прочим, успешная попытка сломать злополучную четвёртую стену. Точнее, дуэт из независимых студий Deco Digital и Bevel Studios вооружился кувалдами и снёс эту самую стену на хрен. Подчистую.
Начинается игра с того, что в вашем присутствии неизвестный шутник и болтун создаёт свет и всё сущее. А затем приходит к закономерному выводу, что он и есть бог. Не буду пускаться в софистику, как не стану и яростно спойлерить - лучше приобщитесь самостоятельно. Скажу лишь, что постепенно раздражение от чрезмерной болтливости нашего "проводника" по новому миру, чересчур смахивающему на собирательный образ славного античного прошлого вперемешку с постиндустриализмом, сходит на нет. С безымянным героем за несколько часов прохождения успеваешь свыкнуться и даже сродниться, что особенно ломает психику в мрачном эпилоге. Тем более, говорит наш протагонист поневоле зачастую правильные, здравые, да и просто интересные вещи. И старается аккуратно внедрить нам нетипичные мысли об устройстве приключенческих игр и реального мира.
Что касается основной механики, то практически вся игра выстроена из головоломок и их цепочек, так или иначе связанных с визуальными контролем каких-либо объектов и зрительным контактом. К примеру, поначалу мы открываем многочисленные двери взглядом и думаем, как пройти дальше и не упустить важный "маркер"-датчик в форме кибернетического глаза из виду. Дальше сложность, естественно, пропорционально растёт и игра в гляделки становится разнообразнее. Появляются паззлы, основанные на оптических иллюзиях и банальном обмане зрения. В общем, авторы разошлись на полную и умудрились забрести в ту область, в которую раньше вроде бы никто особо не совался.
Можно было бы ткнуть в лицо Pneuma очевидным недостатком - небольшой продолжительностью, поскольку закончится путешествие всего через пару часов (если будете искать секреты, то через три). Но и тут поджидает палка о двух концах: парадоксально, но игра не столько игра, сколько интерактивный моноспектакль, прикидывающийся таковой. Разработчики старательно отвлекают вас красивыми декорациями, мягко подталкивают к решению загадок, но вся соль именно в монологах нашего протеже. И в совершенно крышесносящей концовке, полной символизма на любой вкус и знаменующей собой новое начало. Но тут я уже и так сказал слишком много, пора умолкнуть.