
Заметили вы или нет, но жанр FMV-квестов постепенно возрождается, точнее возвращается из небытия. Когда-то это было очень перспективное направление благодаря появлению емких носителей - CD. Потом последовала череда громких банкротств компаний-разработчиков, проекты не окупались (во многом благодаря тому, что рынок был ещё мало подготовлен к такому виду развлечений, как технически, так и морально) и идею приключенческих интерактивных фильмов отложили до лучших времён.
Возвращению целой эпохи минувших дней помогло, как ни странно, развитие рынка мобильных устройств. Давайте на чистоту: планшеты и смартфоны плохо приспособлены к любым динамичным развлечениям ввиду отсутствия нормальных устройств управления. Нет, есть, конечно, геймпады и специальные кредлы, но кто в здравом уме будет таскать с собой столь громоздкий контроллер, занимающий прорву места? Логичным шагом стал поиск жанра, предлагающего пассивный просмотр отснятого видео с живыми актёрами и неспешный перебор вариантов действия.
И если свежие Contradiction и Missing (о них я расскажу в следующий раз) в лучшем случае можно назвать очевидной эволюцией FMV - чистая картинка высокого разрешения, нормальные актёры играют убедительно, - то вот игра Сэма Барлоу хоть и не претендует на громкое звание революции в жанре, но старается отойти от привычных условностей и пытается логично объяснить своё внутреннее устройство.
Начинается Her Story с того, что вы сидите перед "пузатым" монитором допотопного компьютера и роетесь в полицейской базе. Вокруг привычный шум участка: назойливые звонки, полицейские серены за окном, гул вентилятора под потолком, рёв процессорного кулера в корпусе ПК. А вы сидите и пялитесь на размытую мерцающую картинку не самого лучшего качества и копаетесь в допотопной операционной системе.
Повествования с чётким планом действий нет и в помине. Какие-то подсказки и инструкции вы найдёте в файлике "Readme.txt" на рабочем столе, да в "REALLY_Readme!!!.txt". Отслеживать свой прогресс полагается в утилите DB Cheker, которая показывает вам объём изученных видеозаписей. В качестве единственного доступного развлечения - пятнашки "Mirror Game", притаившиеся в корзине.
Но большую часть времени вы проведёте в поисковом окне полицейского архива. Ваша цель - попытаться узнать правду о событиях, произошедших в далёком 1994-ом году. Дело в том, что некий Саймон Смит однажды бесследно исчез. Полиция, само собой, принялась за поиски, но помимо розысных мероприятий детективы не забыли проверить и алиби жены. Супруги, как мы знаем, первые в списке подозреваемых в убийстве, а полагать, что Саймон всё ещё жив и находится в добром здравии, нет никаких убедительных причин.
Вы просматриваете записи допросов миссис Смит, спустя рукава оцифрованные со старых видеокассет, следите за её реакцией и ищите "триггеры": случайная фраза, слово, произнесённое со странной интонацией, имя подруги детства, упоминание адреса - всё вышеперечисленное может стать отправной точкой расследования и ниточкой, ведущей к правде. Или намёкам на правду.
Так или иначе, но вы вынуждены конспектировать "аномалии" и все подозрительные вещи в свой блокнот настоящего детектива, просеивать выдернутые из контекста слова в поисковой строке базы данных и просматривать тонны видеоматериалов. Зачастую героиня предаётся воспоминаниям, внезапно начинает рассуждать о любимых сказках детства, вспоминает случайных знакомых. Но за всем белым шумом всегда скрывается полезная, как минимум занимательная информация. Внимательный следователь между делом легко нароет кучу личного и неприкосновенного, вплоть до подробностей первого секса, беременности или общей удовлетворённости половой жизнью в законном браке.
Вместе с тем, "собеседница поневоле" не чурается говорить противоречащие друг другу вещи. А иногда она холодно смотрит прямо в камеру, будто бы знает о вашем присутствии, и, кажется, намеренно врёт, стараясь пустить следствие по ложному пути. И чем глубже вы погружаетесь в пучины её монологов, тем больше сомнений появляется в её искренности. Стоит потянуть за одну ниточку - начинает распутываться огромный клубок, целиком состояший из домыслов, лжи и полунамёков. Приходится держать в голове даты и время допросов, чтобы попытаться систематизировать сведения и самостоятельно выстроить рабочую гипотезу.
И если оставить за скобками то, что Her Story самый убедительный симулятор детектива полиции (представьте себе, эти парни больше заняты бумажной работой, нежели вышибанием дверей и допросами посредством телефонного справочника), то нельзя не отметить идеальную стилизацию компьютерного интерфейса, грамотную работу с видео и звуком. Плюс отличная актёрская игра Вивы Сейферт не даёт оторваться от экрана. Поначалу кажется, что она жутко переигрывает, но постепенно привыкаешь к её манере. Начинаешь старательно вникать в происходящее и внезапно приходишь к выводу, что актрисе легко удаётся рисовать историю целой палитрой эмоций. Вот она кажется обычной скромной домохозяйкой из пригорода, затем превращается в расчётливую особу, спустя ещё пять минут кажется сумасшедшей, а то и вовсе одержимой.
Я прекрасно понимаю: проект не подойдёт всем без разбору. Кому-то может показаться, что сюжет игры отчаянно буксует, слишком много времени тратит на раскачку и вообще намеренно акцентируется на бытовухе, избегая острых углов. Некоторым не придётся по вкусу основная механика, ведь - о боже! - заставляют самостоятельно думать, принимать решения, писать поисковые запросы и делать выводы. Остальных может разочаровать открытый финал, который априори не мог быть жирной точкой. Но в любом случае Her Story - это, как говорится, новый опыт, вкупе с необычным ощущением причастности к давно минувшим событиям. Она заставляет чувствовать себя то съехавшим с катушек вуайеристом, то принципиальным детективом. старающимся докопаться до правды. Но гораздо важнее, что дарит охапку свежих впечатлений и долго не отпускает, заставляя мысленно возвращаться к истории и сомневаться в правильности своих же выводов.
Блестяще.